Строительство железнодорожных путей, процесс, требующий крайне ответственного подхода. На всех стадиях работ главное – безопасность движения составов, перевозящих пассажиров и грузы. Закладка новой магистрали представляет собой многоступенчатый процесс и состоит из многих этапов.
К современному железнодорожному строительству предъявляется повышенные требования к качеству. Готовый объект должен отвечать нормативным показателям безопасности. Кроме этого, при проведении работ необходимо учитывать принцип экологии, минимально повреждая природные объекты.
Предварительные организационные работы
Все принципы берутся в расчет еще на этапе проектирования. Профильные проектные организации разрабатывают комплексный план строительства. В нем учтены материалы, ресурсы, время работы. На основании плана разрабатывается проектно-сметная документация.
Отправная точка – задание на проектирование железной дороги и объектов к ней.
Разработка проекта делится на 5 этапов:
- Сбор разрешительной документации.
- Инженерно-изыскательские работы.
- Работы по проектной документации.
- Экспертиза документов.
- Получение разрешения на строительство.
Важная часть - это изыскательские работы. Чтобы сократить сроки и максимально эффективно использовать материалы, на место будущей магистрали выезжает группа специалистов.
Цели экспертной группы:
- составление профессионального заключения о месте будущего строительства;
- оценка протяженности, уклон, количество путей будущей железной дороги;
- определение технологических характеристик рельефа местности, климатических показателе;
- составление карты производственной инфраструктуры района, насколько ее объекты удастся задействовать в будущем.
На основании заключения экспертной группы разрабатывают этапы строительства: подготовительный и основной.
Подготовительный этап строительства
Этот этап включает в себя организацию подъездных путей, возведение строительной площадки, объектов вокруг нее и все земельные работы. Перед началом работы с земляным покровом, проводится геодезическое исследование почвы. Пространство будущей дороги зачищают от лесного массива, осушаются почвы.
Производится выемка грунта и его очистка от примесей. Затем грунт укладывается в насыпи, организуются выемки и карьеры. Скорость строительства зависит от технической базы. Современные механизмы способны в разы сократить продолжительность земляных работ.
Одновременно возводят искусственные сооружения, которые позволят железной дороге беспрепятственно пересекать естественные преграды: реки, автомобильные дороги, горную местность. Работы по прокладке мостов, тоннелей, опор для автомобильных трасс должно опережать ведение земляных работ. Это экономит время при работах с насыпью.
Строительство железнодорожных путей
Основной этап – это возведение верхнего железнодорожного пути. Начинают его с подготовительных работ: доставка строительных материалов, организация площадки для сборки звеньев, организация базы.
Работы делятся на три этапа:
- монтаж рельсов и шпал на решетку и сборка блоков стрелочных переводов;
- доставка материалов к месту установки;
- укладка пути на подготовленное земляное полотно.
В заключении сборочную площадку демонтируют. Пути очищаются для прохождения балластировочных составов, а рельсы тщательно проверяют на предмет повреждений. По строительным нормам балластировка проводится с отрывом не более, чем 10 км от укладки пути.
Если в результате прохождения состава выявляются вмятины от шпал, грунт срочно досыпается и производится его утрамбовка. Чтобы избежать отрыва шпал, во время балластировки, добивают костыли и регулируют затворы. Для перевозки балласта часто применяют саморазгружающиеся вагоны.
Строительство железнодорожных путей - процесс, за действующий большой объем специальной техники и людских ресурсов. При разработке проектной документации особое внимание уделяется охране природы. Прокладка путей запрещена на землях сельскохозяйственного назначения и в лесах с ценной древесиной. После окончания строительства с насыпи удаляют вредную минеральную пыль.
Контроль качества
Контроль, за приемкой работ регламентируется нормативными актами. Это тот вид строительства, где недочеты недопустимы. Любое сооружение отрасли требует строгого соответствия стандартам и правилам. Повышенные требования предъявляются к качеству материала. В частности, производятся специальные армирующие детали повышенной прочности, предназначенные для железнодорожного строительства.
Приемку готовности объекта к эксплуатации проводит государственная комиссия. Подготовительный этап занимает 2-3 месяца. Для проверки отдельных сложных участков могут создаваться подкомиссии. Дата ввода в эксплуатацию указывается в специальном акте. Тщательная проверка при приемке – гарантия безопасности пассажиров и грузов.