Проектирование железнодорожных путей – целый ряд действий, выполнение которых должно быть согласовано действующим законам. Российская отрасль строительства железных дорог берет своё начало с середины позапрошлого столетия, и с этого периода в нашей стране возникла необходимость в специалистах, осуществляющих проектирование и прокладку новых путей. Особенно эта необходимость остро проявляется в труднодоступных гористых, болотистых или иных непростых местностях, где без точного инженерного расчёта просто не обойтись.
Всё это время российские железнодорожные инженеры совершенствовали своё мастерство и разработали целый свод правил на все возможные случаи. В них записано, как нужно строить железные дороги на разных территориях в зависимости от природных и климатических условий, стараясь максимально сохранить природу, не нарушив её тонкое равновесие. В настоящее время все работы ведутся в соответствии с рядом строительных норм и правил, опираясь на которые, можно выполнять проекты любой сложности, даже в самых труднодоступных районах.
Эти правила направлены на обеспечение максимальной безопасности работ и сохранение природных ландшафтов. Помимо всего прочего, точный расчёт помогает максимально минимизировать затраты на прокладку железнодорожного полотна.
Основные этапы сооружения нового железнодорожного полотна.
Как правило, процесс организации строительства новых железнодорожных маршрутов чётко определён и имеет несколько последовательно сменяющих друг друга этапов. Обычно сначала заботятся о подготовке всей необходимой документации, затем проводят проектирование дороги в данной местности. После тщательных расчётов осуществляется трассировка будущего пути. Затем уже на месте подбирают наиболее подходящие участки территории и намечают расположение водоотводных конструкций и сооружений обеспечения движения поездов.
Далее подбирают наиболее подходящие проекты и, ориентируясь на них, проводят оценку стоимости работ. Перед началом строительства необходимо также провести детальные геодезические измерения данной местности. При помощи целого ряда специалистов подбираются наиболее подходящие материалы для начала строительных работ. Делают это не столько согласно различным правилам, сколько реалиям конкретного участка территории. Необходимо также учесть и природный фактор, чтобы сделать движение поездом безопасным не только для людей, но и для диких животных, обитающих в данной местности.
Сбор документации
Поскольку строительство железных дорог является стратегически важной сферой жизни государства, все работы по их возведению, ремонту и эксплуатации строго регламентированы соответствующими нормативными актами и ГОСТами. За их соблюдение следит целый ряд государственных контрольных организаций, способных остановить строительство в любой момент. В нашей стране работы по проектированию и строительству железных дорог осуществляет специализированное учреждение, за работой которого постоянно следит министерство транспорта России.
Главным документов, определяющим порядок работ по возведению железных дорог, является сборник различных СНиПов, содержащих предписания на все возможные случаи, которые могут возникнуть при осуществлении строительных и ремонтных работ на железной дороге. Первым делом в них строго оговаривается область их применения. Там также присутствуют ссылки на более детальные законы, подходящие для каждого конкретного случая. Также представлен ряд общих правил, исполнение которых необходимо при любых работах по возведению железнодорожного полотна. В сборнике строго определены стандарты не только железного покрытия, но и земляных насыпей и объектов обеспечения движения. Также указано, какие защитные сооружения необходимо возводить при каждом конкретном климате и рельефе.
Помимо этого сборника существует много прочих, подходящих для каждого конкретного момента строительства с включением в них всех возможных нюансов и тонкостей. Если планируется сооружение железнодорожного полотна на пути естественной миграции диких животных, то движение поездов не должно препятствовать их спокойной жизни. В данном случае транспорт будет проходить по специально построенным тоннелям или мостовым сооружениям. Следуя всем нормам и предписаниям, описанным в СНиПах можно построить качественное полотно, способное прослужить не один десяток лет.