Когда у производителя значительно возрастают мощности производства, увеличивается объем грузоперевозок и расширяется география партнерских взаимоотношений неизбежно назревает острая необходимость в реконструкции действующих или возведении заново путей железной дороги. Реализацию этой потребности необходимо начать с проектирования, которое может осуществить только узкопрофильное учреждение, обладающие пакетом разрешительных документов на строительство, ремонтные работы и реконструкцию железнодорожных подъездных путей. Оно также должно иметь в штате высококвалифицированных специалистов и владеть соответствующим техническим инвентарем. Именно проектирование подъездных путей является гарантией профессионального, разумного строительства и ремонта на железнодорожных магистралях.
Стадии проектирования.
Работа по подготовки проекта включает в себя несколько стадий: предварительных и базовых. По их выполнению происходит процедура согласования подготовленных документов.
Подготовительная стадия проекта путей железной дороги представляет собой максимальную концентрацию у разработчика требуемых для работы объективных данных о потребностях предприятия и его возможностях по финансированию хода строительных или ремонтных работ, разновидностях материалов и т.п. Как правило, они в себя включают:
а) сведения о собственнике пути железной дороги;
б) планируемые данные о размерах грузоперевозок;
в) акт выбора места для возведения, задание архитектурной планировки, технические условия врезки в сети коммуникации, технические условия на присоединение к действующим путям;
г) акт точки присоединения (точки присоединения стрелочного перевода проектируемой железной дороги к действующему участку);
д) технические условия от собственника организации, берущей на себя обязательства по обслуживанию проектируемого отрезка дороги;
е) разрешение на проведение проектных работ.
Второй, не менее значимой стадией проектирования являются изыскания в области инженерной геологии, инженерной геодезии и экологии. Их тоже осуществляют учреждения узкой специализации.
По аккумулированию информации и проведения изысканий происходит непосредственно проектирование железнодорожных путей. Эта стадия в свою очередь делится на несколько этапов:
а) чертежный - на нем фиксируются проекции и схемы железной дороги, наброски технических объектов вдоль железнодорожного полотна;
б) пояснительный - когда на бумаге отражают все особенности принимаемых инженерных решений, употребляемых в строительстве и ремонте разработки;
в) ведомственный - подтверждающий размер строительства или ремонта;
г) оформление смет (только по требованию работодателя).
Заключительной стадией проектирования является согласование следующих моментов:
а) утверждение результатов экспертиз, обязательных с позиции действующих требований Закона;
б) резюме предприятия, предполагаемого в качестве эксплуатирующего объект проектирования;
в) окончательно согласованный проект с соответствующими подразделениями железной дороги и органов надзора в области безопасности движения транспорта на железных дорогах федерального уровня.
Кроме того, окончательный проект согласовывается с ОАО «Российские железные дороги», если:
а) планируемые грузоперевозки составляют более пятисот тысяч тонн в год или более семидесяти вагонов в сутки;
б) ОАО «РЖД» является долевым участником проекта;
в) грузоперевозки планируются в объемах, требующих расширения инфраструктуры ОАО «РЖД» в большем размере.
В свободном доступе в сети интернет (железнодорожные калькуляторы) имеется информация об ориентировочных стоимости и затратах материалов проектов железнодорожных путей.
Проектирование железнодорожных путей последнее время приобретает все большее значение для Российской Федерации на фоне экономического подъема. Без этой процедуры невозможно запустить ни одного мало-мальски значимого объекта: будь то предприятие перерабатывающего комплекса, будь то спортивные объекты Чемпионата мира по футболу или Зимней Олимпиады. «Львиная доля» отечественного потребителя удалена от производителя, отсюда и потребность в развитии и проектировании инфраструктуры. Проектирование железной дороги необщего пользования в России производится государственными учреждениями в небольших объемах, поэтому этот сегмент служит ориентиром для частных фирм и проектных институтов.