Важность проведения мероприятий по текущему содержанию железнодорожных путей базируется на положениях Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ», который закрепил обязанность качественного и своевременного оказания помощи физическим и юридическим лицам, а также государству.
Текущее содержание железнодорожного пути - важнейший фактор для работы железнодорожного транспорта без перебоев и прочих неблагоприятных последствий. В общем и целом, организация текущего состояния железнодорожного пути базируется на постоянном и своевременном контроле, за исправным состоянием инженерных сооружений, способствующих работе железнодорожного транспорта.
Необходимо отметить, что проведение текущего содержания железнодорожных путей несет признаки плановости и системности. График проведения разрабатывается на все периоды года, и учитывает особенности климатических условий во избежание эксцессов и трагичных ситуаций. Системность же предполагает целостное проведение проверок работоспособности каждого инженерного сооружения и прочих путевых механизмов.
Обеспечение стабильности работы железнодорожного транспорта не представляется возможным без соответствующих специальных знаний, умений и навыков, которыми должны обладать работники, осуществляющие мероприятия по текущему содержанию железнодорожных путей. Это означает, что подготовка специалистов должна проходить согласно установленным инструкциям, нормам и правилам. В качестве субъектов для проведения текущего содержания железнодорожных путей, привлекаются не только специалисты с соответствующим техническим оснащением, к примеру рабочие, которые проводят дефектоскопию рельсового полотна, но и дежурные по переездам, обходчики путей и инженерных сооружений, а также путевые бригады по содержанию земляного полотна (фильтрующих насыпей, непосредственно рельс, шпал и т.д.), и обслуживанию искусственных сооружений (мостов, труб, дюкеров, и т.п.).
Немаловажным моментом будет являться то, что осмотр и необходимый ремонт элементов железнодорожных путей может производиться только соответствующими должностными лицами, деятельность которых санкционирована соответствующими органами и основана на утвержденных должностных инструкциях и специальных регламентах проведения мероприятий. Это имеет большое значение в том аспекте, что любая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, способна привести к серьезным последствиям, порой довольно трагичным.
Необходимо заметить, что вышеуказанный круг рабочих, различных между собой как по уровню, так и по направленности работ, достаточно широк, и этот факт говорит о том, что текущее содержание железнодорожного пути является комплексной процедурой, каждый этап которой может проводиться при необходимости как один за другим, так и единовременно.
В качестве задач, решаемых с помощью проведения комплекса мер по текущему содержанию железнодорожных путей, мы можем выделить следующие:
- Общая оценка состояния железнодорожного пути.
- Проведение сезонных работ, как при нормальных климатических условиях, так и природных аномалий.
- Своевременное выявление дефектов, возникающих в процессе эксплуатации железнодорожных путей и путевых механизмов.
- Выявление и ремонт неисправностей, во избежание угроз безопасности движению железнодорожного транспорта.
- Проведение профилактических мер, позволяющих избежать несчастных случаев на железной дороге.
- Обеспечение длительного срока службы всех элементов железнодорожного пути.
Следует отметить, что для правильного и эффективного проведения ремонтных работ необходимо оценить не только отдельные параметры каждой из частей железнодорожного пути, но также и их взаимосвязь, отклонения которые могут привести к неблагоприятным последствиям. С этой целью, как было отмечено выше, привлекаются специалисты различного уровня, проводящие проверки планомерно и целостно.
Таким образом мы можем отметить, что текущее содержание железнодорожных путей является одним из основных видов работ на железнодорожных путях, и отличаются от прочих видов обслуживания, во-первых - предварительной подготовкой, включающей в себя разработку плана мероприятий, во-вторых - непрерывностью обслуживания, и, наконец, обеспечение достаточно длительного срока службы всех инженерных сооружений, предоставляющих эффективное и безопасное функционирование железнодорожного транспорта.