Строительство транссибирской железной дороги

Как строилась самая длинная железная дорога на земле?

Статья о железнодорожном пути, соединившем всю Россию, строившимся при трех режимах правления одной страны.  

Историческая справка

Великий Сибирский путь (так исторически называют данный маршрут) - это двухпутная электрифицированная железная дорога, соединившая Центрально-Европейскую Россию с областями Сибири и Дальнего Востока. Её длинна равняется 9288 километрам, что является рекордной протяженностью во всем мире.

Транссиб пролегает через Европу и Азию, на которые приходятся 19% и 81% пути соответственно. Границей между ними принят 1778 километр.

В первой половине XIX века начал назревать вопрос о сообщении центральной России с регионами, простирающимися от Уральских гор до Тихого океана. Необходим был путь, по которому грузы и люди могли перемещаться на такие большие расстояния с минимальными денежными и временными затратами.

В 1857 году в первый раз в официальных кругах была озвучена необходимость строительства подобной магистрали.

К 1880 году в правительстве была принята на рассмотрение возможность строительства подобной железной дороги. Проект было решено воплотить своими силами без помощи западных коллег. В феврале 1891 года был утвержден проект строительства, которое бы проводилось сразу из двух разных пунктов навстречу друг другу: со стороны Челябинска и Владивостока.    

Официальное открытие стройки связывают со следующим событием. 31 мая 1891 года Николай II находился во Владивостоке, откуда начиналось строительство ветки Уссурийской части Транссибирской магистрали. Первый камень, заложенный в основание этого пути был заложен наследником Российского престола, что и послужило основанием для причисления этой даты к официальному началу строительства.

    Строительству препятствовало множество факторов: обширные болота, глубокие леса, отсутствие населения на участках стройки, суровые морозы.      

Для возведения железнодорожного пути подобного масштаба требовалось очень много средств. Предварительная стоимость проекта составляла 350 миллионов рублей. Для повышения скорости строительства и снижения его стоимости для некоторых участков магистрали применили упрощенные технические решения - уменьшение ширины насыпи, уменьшение количества используемого балласта. Применялись рельсы с меньшим весом на шпалах с меньшей длиной. На один километр пути использовалось меньше шпал.

  Несмотря на тяжесть условий, нехватку рабочей силы и простоту инструмента в год прокладывалось около 700 километров пути.  

В 1903 году Транссибирская Железнодорожная Магистраль введена в эксплуатацию. Но в районе Байкала непрерывное железнодорожное сообщение прерывалось. Составы переправляли на противоположные берега специальными паромами.

В 1905 году была построена так называемая Кругобайкальская железная дорога, которая позволила поездам идти из столицы страны во Владивосток не сходя с рельс.  

Во время Великой Отечественной Войны магистраль выполняла как эвакуационную функцию, позволяя переправлять производство и людей в тыл к Уралу, так и обеспечительную функцию для фронта.

  В 1956 году началось подключение Транссибирской магистрали к электрической сети, которое полностью было завершено в 2002 году.  

В течение последующих лет магистраль достраивалась и совершенствовалась. Увеличивалась ее пропускная способность.

  Интересные факты
  • Если вы решите сесть на скоростной поезд, идущий от Москвы во Владивосток, то вам потребуется пробыть в поезде 7 дней.
  • В год Транссиб способен пропускать через себя до 100 миллионов тонн груза.
  • По ходу железной дороги расположены 87 городов, 14 из них являются центрами субъектов РФ, а 5 имеют население более миллиона человек.
  • Пересекает 16 больших рек.
  • Суммарная длинна переправ через реки и подземных тоннелей - около 100 км.
  • Рекордный по длине мост проходит над рекой Амур и простирается на 2,5 километра.
  • Рекордсмен среди тоннелей пролегает параллельно Амурскому мосту - 7 километров.
  • Самая низкая температура, зарегистрированная в наиболее холодных участках равна "минус" 62 градусам.
 

Транссибирская железнодорожная магистраль сегодня

В настоящий момент это современная двухпутная электрифицированная магистраль с хорошими транспортными развязками, средствами информирования и связи. Значение магистрали для экономики России и в целом стран Евразии трудно переоценить. Благодаря ей стало возможным соединение страны в единую экономическую зону. Полезные ископаемые и прочие ресурсы из Сибири стало возможным транспортировать в центральную Россию и на экспорт в страны Европы.

Соединение стран Востока и Запада улучшило экономическую ситуацию не только в России, но и близлежащих странах.




Контакты
Наш офис
125130, Москва, ул.Нарвская, д.11, корп.3