Строительство железнодорожного пути в Арктике

           В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) планируется возведение большого ж/д пути, названного Северным широтным ходом (СШХ). Он пройдет от города Лабытнанги до Нового Уренгоя, соединит Северную ж/д со Свердловской, восточные районы региона с западными. Уже идет разработка этой идеи, возникшей в 2006 г. Попутно предполагается строительство новых станций, восстановление заброшенной линии «Салехард-Надым», реконструкция и модернизация ряда участков действующей магистрали. Не исключено, что после 2030 г. СШХ будет продолжен до Игарки, а затем – до Дудинки.

           Нужна ли в Арктике новая магистраль? Бесспорно. Ее необходимость вызвана тем, что в регионе находится более 20 месторождений, где добывают жидкие углеводороды, с вывозом которых не справляется существующая магистраль.

           В начале мая начато строительство транспортного моста через реку Объ (входящего в инфраструктуру будущей магистрали), который свяжет Лабытнанги и Салехард. По этому поводу руководитель края Д. Кобылкин (ныне он возглавляет Минприроды РФ), генеральный директор РЖД О. Белозеров и министр транспорта М. Соколов заложили символическую капсулу. Масштабное строительство предполагается начать в конце 2018 г. или начале 2019 г.

           По достоверной информации известно, что протяженность СШХ составит почти 700 км, а грузоперевозки превысят 23 млн т в год. Ни для кого не секрет, что вся железнодорожная сеть страны испытывает большие трудности с пропускной и перевозной способностью, транспортной обеспеченностью. Новая магистраль будет способствовать улучшению инфраструктуры и безопасности всей транспортной системы РФ.

           Перспективы СШХ

           На новую магистраль возлагаются большие надежды. Как заявил министр транспорта России, ожидается радикальное изменение качества функционирования Северной ж/д. Проект СШХ находится под постоянным контролем Правительства России. Еще в конце 2016 г. Президент страны отметил важность этого масштабного проекта. Затем о значении магистрали для Западной Сибири Президент опять заговорил на III Железнодорожном съезде в конце 2017 г.

           Дмитрий Кобылкин, бывший губернатор ЯНАО, отметил, что проложенная ж/д ветка до Саббетты улучшит доступ к Мировому океану и даст хороший импульс импорту сжиженного газа (ПСГ).

           Строительство новой магистрали решит ряд задач: разгрузку Транссиба, увеличение грузоперевозок по Северному морскому коридору до 80 млн т ежегодно, оптимизацию работы порта Сабетта, осуществляющего экспорт сжиженного газа. Кроме этого, новая магистраль свяжет районы Арктики, где ведется добыча энергоресурсов. По ней будут транспортироваться арктические нефть, газ и продукты их переработки. Также будут перевозиться черные металлы, изделия из железобетона, полиэтилен и другая продукция. Все это будет способствовать дальнейшему развитию экономики арктического региона России.

           Но главным назначением СШХ, по информации правительства ЯНАО, будет транспортировка из Заполярья жидких углеводородов, используемых в производстве бензина высокого качества и других видов топлива. Компетентная организация, занимающаяся изучением проблем монополий, в лице своего эксперта С. Минкова утверждает, что объем таких перевозок составит более половины от общего их числа. Газовый конденсат будет поступать в северо-западные регионы России из Пуровского ЗПК (владелец – компания «Новатэк»).

           Исследования аналитиков Сибирского научного центра показали, что введение новых мощностей на Гыданском полуострове и территории ЯНАО приведет к тому, что за 7 лет производство СПГ увеличится в 5 раз (до 93, 5 млн т), и Россия перейдет в разряд крупнейших его поставщиков.

           Кто финансирует

           Стоимость проекта оценивается более, чем в 230 млрд руб. Институт по исследованиям проблем ж/д транспорта подсчитал, что из-за суровых климатических условий Заполярья строительство ж/д путей может обойтись в 2, 8 млн долларов.

           Строительство финансируют государственные и частные структуры на правах концессии. Часть средств на строительство поступят из регионального бюджета, 10 млрд руб. - в виде федерального гранта от государства, а львиная доля - от инвесторов, которые впоследствии смогут получать доходы от эксплуатации магистрали. Правда, размер федерального гранта в процессе разработки проекта уменьшился в 3 раза, а окупаемость объекта увеличилась до 29 лет. Но это не останавливает инвесторов. Координатором работ назначен Росжелдор. Участие государства является гарантией того, что возможные проблемы будут решаться вовремя.

           Для строительства будут использоваться материалы российских производителей, а люди получат новую работу, причем не только в регионе автономного округа: для обеспечения реализации проекта в других регионах страны понадобится рабочих мест в 14 раз больше.




Контакты
Наш офис
125130, Москва, ул.Нарвская, д.11, корп.3